?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Сынуля
aemanaev

Один из первых советских фильмов «Поликушка»


Фильм «Поликушка», снятый по мотивам одноименного рассказа Льва Толстого, по праву считается одним из первых фильмов молодой Советской Республики. Гражданская война задержала его выпуск, поэтому фактически снятый в 1919 году фильм вышел на широкие экраны только в 1922 году.

Сюжет фильма повествует о реально имевшем место трагическом эпизоде жизни поместья Глубокое, Опочецкого уезда Псковской губернии. Главный герой, - непутевый многодетный дворовый крепостной Поликей, зарабатывающий свою копеечку врачуя заболевших лошадей. Однажды вылечив лошадь барыни, он получает ее расположение, и все было бы у него хорошо, если бы не большое горе всему его семейству: «Поликей любил выпить, не любил чтобы где плохо лежало». В картине показывается, как Поликей сбывает кабатчику ворованную сбрую за бутылку водки и безобразно пьяным возвращается к несчастной жене, клянясь ей в том, что бросит пить. Но как говорится «горбатого только могила исправит», поэтому на следующий день кража, попойка в кабаке и утренние клятвы бросить пить повторяются.

Так Поликей и дальше бы пропивал ворованное, но однажды обнаружилось что он украл и пропил барские конторские часы. Возмущенная барыня вызывает его к себе с намереньем строго наказать. Недовольством барыни пытается воспользоваться дворецкий, стараясь ее уговорить отправить Поликея в армию вместо, по его мнению, значительно более полезного в поместье племянника крестьянина Дутлова. Испуганный Поликей на коленях ползая перед барыней божится и клянется, что бросит пить и воровать. Барыня прощает его, приняв его клятвы и заверения и в знак своего доверия поручает ему ответственное задание съездить в город, чтобы привезти большую сумму денег.

Довольный оказанным доверием Поликей на телеге отправляется в город за деньгами. Получив от приказчика деньги, он останавливается переночевать на постоялом дворе, в котором в это время крестьянин Дутлов шумно провожает своего несчастного племянника в армию. Лежа на печи Поликей не может заснуть, постоянно проверяя спрятанный в шапку конверт с деньгами. Отчаявшись заснуть, он решает возвращаться в поместье ночью. В дороге не выспавшегося Поликея укачивает, и он забывается сном, в котором видит радостную картину как он привозит деньги барыне и вместе с благодарностью получает хорошее вознаграждение. От тряски конверт с деньгами незаметно выпадает из шапки спящего Поликея. Проснувшись он с ужасом обнаруживает отсутствие конверта с деньгами, и в отчаянье разворачивает телегу с надеждой найти выпавший конверт.

Тем временем в поместье жена и барыня с нетерпением ждут его возвращения. Так и не найдя конверт убитый горем Поликей возвращается домой. Дома он обманывает жену говоря, что отдал деньги барыне и получил от нее причитающееся вознаграждение. Барыня посылает дворовую девку в дом Поликея с требованием чтобы он немедленно предстал перед ней. Поликей фальшиво возмущается, что не знает, что надобно барыне и обещает к ней поспешить. Он завороженно смотрит как жена достает новорождённого малыша, чтобы искупать его в корыте и незаметно снимает веревку с люльки. Он не видит для сего иного выхода, как свести счеты со своей жизнью. Не дожидаясь пока барыня, сама придёт в его дом, он спешит с веревкой на чердак и вешается на потолочной балке. Услышав, что муж удавился жена бросает новорожденного Семку в корыте и кидается на чердак.

Пришедшая барыня видит ужасною картину, повесившегося Поликея и захлебнувшегося в корыте ребенка. Она обращается к бьющейся в истерике жене Поликея с призывом «Акулина у тебя же дети! Пожалей себя». В ответ барыня слышит только смех от горя сошедшего с ума человека.
Конверт с деньгами на дороге находит крестьянин Дутлов и приносит его барыне. Барыня в ужасе бросает деньги причитая, что «это ужасные деньги! Пускай берет себе, коли хочет!». На эти деньги Дутлов выкупает своего племянника из солдат. Как сказала дворовая девка, - «кому горе, а кому счастье» …

Этот фильм настоящее произведение искусства, актерам не требуется слов, чтобы передать страсти и эмоции, обуревающие героями. Сцена, где актер Иван Москвин, играющий уже решившего свести счеты с жизнью Поликея, смотрит на новую жизнь в образе новорождённого ребенка, купаемого в корыте, вызывает сильнейшее чувство сопереживания. В такого Поликея веришь! Он настоящий! Добродушный, но чрезвычайно слабый духом человек не способный принимать жизненные вызовы.

В фильме очень выразительно показана крепостная жизнь поместья. Лохмотья, в которые облачены крестьяне, сильно контрастируют с роскошными нарядами барыни и ее приближенных. Аналогично, грязные и пыльные лачуги крестьян противопоставляются просторным и светлым интерьерам дома барыни. Все это призвано подчеркнуть уровень социального неравенства той эпохи. У барыни более, чем достаточно денег, чтобы выкупить племянника Дутлова из солдат, но она даже не помышляет об этом. Только несчастье, случившееся с Поликеем и его семьей, заставляет ее неосознанно сделать добрый поступок передав деньги Дутлову и тем самым вызволив его племянника из солдат.

Набожность Поликея и других крестьян, крестящихся по любому поводу и без повода, показаны так, чтобы не вызывать никого доверия. Для них это просто ритуал, спокойно сосуществующий с языческими суевериями и греховным поведением.

Фильм «Поликушка» не имеет ничего общего с современными «одноразовыми» фильмами. Он вызывает у зрителя гамму эмоций и переживаний и его можно и нужно пересматривать много раз.

Рекоммендую посмотреть!